«…Учится ребёнок у мудрого отца с пелёнок»
Себастьян Брант
Нет смысла говорить о необходимости раннего развития. О том, что обучение, развитие речи, мелкой моторики рук и мышления происходит ежедневно, ежечасно, ежеминутно, просто в процессе знакомства ребёнка с миром вокруг себя, в общении, родители знают не из умных книг, а из собственного опыта. И, между прочим, доступные всем обучающие методы в виде колыбельной песни, «ладушек» и других потешных игр вполне способны воспитать детей с нормальным уровнем умственного и психологического развития. Такой вид обучения используют мамы испокон веков. Но сегодня в нашу жизнь вошло стремление, как можно раньше выучить ребёнка читать, писать, говорить на иностранных языках, и многие родители стали обращаться к развивающим методикам.
Приносят ли пользу современные развивающие центры?
Каждая программа раннего развития имеет свои особенности и преследует конкретную цель. Одна направлена на обучение определённым навыкам, другая развивает творческие способности, третья ориентируется на совершенствование памяти. Независимо от поставленных задач все методы развития малышей используют врождённую детскую любознательность, потребность ума ребёнка узнавать что-то новое и способность детского мозга впитывать грандиозные объёмы информации.
Каждая методика обещает добиться ошеломительных успехов в обучении ваших деток. И действительно, к 3 годам малыши уже начинают читать и писать, в 4 их словарный запас английских слов превышает накопленный вами за полжизни. Родители не устают гордиться гениальностью своих деток, но приходит время собирать камни, ребятишки идут в школу, их способности остаются на том же уровне, и уже через некоторое время они перестают выглядеть вундеркиндами на фоне других детей.
Бывают разные ситуации. Мама и папа без устали тягают ребёнка из кружка на курсы, с курсов на занятия, а малыш никак не становится «уникальным». Более того, он проявляет всё меньше энтузиазма, утрачивает интерес к обучению, а потом и вовсе сопротивляется любым видам познавательной деятельности. В то же время соседская девочка уже через месяц неспешных посиделок с бабушкой за книжкой вполне сносно читает по слогам.
Почему так происходит?
- Все дети по-разному воспринимают информацию – на слух, визуально, комплексно.
- Даже обучение в удобной для малышей игровой форме должно быть своевременным, то есть важно учитывать готовность ребёнка к знакомству с буквами и другим видам интеллектуального развития.
- Принцип большинства методик – используя необыкновенную познавательную активность детского мозга, в короткие сроки вложить в память ребёнка как можно больше учебного материала. В краткосрочной перспективе такой метод и правда работает, но только в период наиболее интенсивного развития головного мозга ребёнка, а дальше начинается зубрёжка.
Как выбрать правильный путь?
Самая большая ошибка родителей – добиться того, чтобы ребёнок был не как все, раньше других научился рисовать идеальный круг, первым начал считать. Этот метод потешит на определённом этапе родительское самолюбие, но не принесёт пользы и даже может навредить маленькому человечку. Поэтому первое, что вы должны сделать – определить цель, которую хотите достичь. В раннем возрасте не рекомендуется делать упор на предметное обучение. Лучше направить все силы на формирование у деток образного и логического мышления, развивать память, наблюдательность, питать их интерес к познанию мира.
Ваша роль в воспитании гениальных способностей очень велика. Даже без специальных кружков вы можете достойно подготовить малыша к школе, привить ребёнку любовь к чтению, желание развиваться, находить новые увлечения. Для этого нужно не много:
- Любить своего маленького покорителя мира, считаться с его чувствами и желаниями, больше времени уделять общению и совместным играм.
- Не пытаться насильно заполнить весь день ребёнка «полезными» занятиями, а создать условия, в которых малыш сможет сам проявлять и реализовывать свой познавательный потенциал.
- Делать выбор в пользу таких кружков, к которым ребёнок испытывает настоящий интерес.
Единственный правильный путь – ориентироваться на самих деток, на их характер, увлечения, способы, посредством которых они взаимодействуют с миром.
Хорошая методика не только укрепит, но и многократно приумножит уже достигнутые вами результаты. Именно так работает школа устного счёта «Соробан». Обучение быстрому счёту в уме не является главной целью методики. Оно лишь помогает развивать в детках уникальные природные способности к познанию и преобразует их исключительную любознательность в безграничную потребность новой информации. Тщательно разработанные упражнения тренируют оба полушария головного мозга ребёнка, способствуют образованию новых межклеточных связей, обеспечивающих продуктивную умственную деятельность.