Экономический кризис не ударил по системе сбора продуктов питания для нуждающихся в России. За прошлый год компании отдали на благотворительность в два раза больше продуктов, чем годом ранее. 5,5 тыс. тонн еды получил единственный в нашей стране фонд продовольствия и тут же раздал людям. Проблема сохранения и жертвования продуктов остро стоит в мире, но в России о ней только начинают говорить.
Главное
«Пепельниц в городе, пожалуй, маловато»
Активисты подали более 40 тысяч подписей против застройки земель Тимирязевки
Задержанные в Турции россияне отрицают предъявленные обвинения
Экипаж совершившего жесткую посадку в Башкирии вертолета выжил
Апрельский прогноз погоды в цифрах и гифках
Читайте также
Три кита человеческой памяти Ученые обнаружили третий механизм формирования памяти
Т-90МС по всем параметрам подходит под индийскую программу
5 отличных рецептов для самых смелых
Субмарины не прибудут в срок. Госпрограмма вооружений по атомным подводным лодкам не будет выполнена в срок
Госкомпании повернулись к малому бизнесу. В Москве завершился форум «Госзаказ — за честные закупки»
Бессмертие — это только начало. Будущее глазами футуролога и технического директора Google Рэя Курцвейла
Новости СМИ2
Мостик между бедняком и едой
Создатель первого банка продовольствия американец Джон ван Хенгель развозил пиво, конструировал дождевики, работал в каменоломне и спасателем на пляже. А затем дал обет бедности и стал волонтером на общественной кухне для нищих. Он возмущался объемом продуктов, которые выбрасывали магазины, ведь этой едой можно было накормить много бедняков. В мусор отправлялись не только испорченные продукты, но также те, у которых были дефекты: дырявые и запачканные мешки с сахаром и рисом, помятые консервы. Ван Хенгель договорился с магазинами, чтобы они передавали некрасивый, но еще годный товар ему, а затем начал распределять продукты нуждающимся. Так в 1967 году появился первый пищевой банк.
Теперь продуктовые банки и фонды есть по всему миру. Фабрики и магазины жертвуют им излишки производства, некондиционные товары и даже продукты высокого качества. Таким образом решаются сразу две проблемы — голода и потери еды.
По данным ООН, на планете голодает каждый девятый человек. И при этом на свалку отправляется треть всех произведенных продуктов.
В России пока действует один пищевой банк — фонд продовольствия «Русь». Он работает с 2012 года и входит в глобальную сеть банков продовольствия. Основателем является владелец строительного бизнеса в Москве Константин Лобода. В числе учредителей также есть инвестор, акционер чешской PPF Group Жан Паскаль Дювьесар. Президент «Руси» Виктория Крисько пояснила «Газете.Ru», что Дювьесар стоял у истоков фонда. «Дело в том, что у Жана Паскаля уже был опыт по формированию деятельности банков продовольствия в Чехии. Он выступает как международный эксперт в продовольственной помощи. И как человек, который имеет много бизнес-контактов, он нам помогает в привлечении инвесторов», — рассказала Крисько.
Продукты съедают зарплату
Россияне рассказали «Газете.Ru», что стали больше тратить на еду. От некоторых продуктов им пришлось отказаться, чтобы снизить нагрузку на бюджет… →
Экономический кризис не ударил по системе жертвования продуктов. В прошлом году «Русью» было собрано в два раза больше еды, чем годом ранее, — 5,5 тыс. тонн. Это 15 тонн продуктов на каждый день.
Как говорит президент фонда, в России чаще жертвуют западные компании. Для россиян такой вид благотворительности еще в новинку. «Мы разговариваем с российским бизнесом. Они не то чтобы боятся, но стараются в нашей экономической ситуации пусть за меньшие деньги, но продать товар, а не отдавать его бесплатно. Это пока проблема», — пояснила Крисько.
Тормозят развитие системы сбора еды также налоговые ограничения.
Если за рубежом с компаний не взимается налог на товар, который они передали на благотворительность, то в России такого нет. Тема налогового послабления обсуждается в правительстве, но пока что конкретных решений не принималось, говорит Крисько.
Без складов и холодильников
Работа российского фонда продовольствия отличается от европейских и американских аналогов. Самым сложным всегда были логистические решения — хранение и транспортировка. «Но мы не работаем со складами. Уникальность наша заключается в том, что мы обеспечиваем логистику без хранения: забирая продукты у компаний, мы моментально организуем отгрузки в приход православной церкви, в НКО, в конкретную службу соцзащиты, где происходит раздача. Когда машина с едой приезжает на место, там ее уже ждут те, кому нужны продукты. У нас есть несколько наших партнеров-логистов, плюс помогают волонтеры со своими грузовыми автомобилями, а процесс выстраивают наши 15 сотрудниц из офиса в Москве», — объясняет Крисько. Представители глобальной сети банков продовольствия, проверяя россиян, говорят, что в других странах для организации такой работы потребовалось бы в три раза больше сотрудников.
При этом сейчас около 60% всех грузов у «Руси» — это быстропортящиеся молочные продукты.
Сотрудники находят транспорт и конечных получателей в течение суток до отправления. Обычно это храмы РПЦ и соцзащита, куда к приезду машины приходят нуждающиеся, в основном семьи с детьми. Единственный минус — машины с молоком и творогом могут перемещаться в радиусе 700 км, это предел для быстропортящихся продуктов. «Например, мы часто отправляем молочные продукты в Воронеж: там хороший приход и у них есть холодильник», — говорит президент фонда.
Звезды за сохранение еды
Бережное отношение к продуктам разделяют многие звезды: это современно и экологично. Российская певица МакSим рассказала, что к экономии ее приучили… →
В отделах соцзащиты принимают продукты с радостью. От себя чиновники предоставляют официальные списки малоимущих и нуждающихся граждан, а порой даже помещения для сортировки наборов. А волонтеры РПЦ совместно с фондом проводят «Народные обеды». Два раза в месяц они раздают нуждающимся базовую еду: макароны, каши, масло, чай, печенье, консервы. В разных регионах России действуют 20 цехов «Народных обедов», каждый месяц помощь получают 30 тыс. человек по всей стране.
В Москве продукты раздают сотрудники Марфо-Мариинской обители, расположенной у Третьяковской галереи.
«Обеды распределяются среди малоимущих семей, инвалидов и одиноких стариков. Получить продуктовые наборы могут также пациенты медцентра для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители, подопечные детской выездной паллиативной службы и группы дневного пребывания для детей с ДЦП службы помощи «Милосердие». Просители получают на руки пакет с пятью продуктовыми наборами, каждый их которых рассчитан на шесть порций», — рассказали в службе помощи «Милосердие».
У нынешнего формата работы фонда «Русь» есть ряд ограничений. Например, он не работает с излишками сырья на заводах, предпочитая только готовую продукцию. Фонд также не готов брать от магазинов и производителей небольшие партии продуктов, как это делают в Европе. Так что в России не сработал бы опыт Франции, где недавно был принят закон, обязующий все супермаркеты отправлять продукты с истекающим сроком годности не в мусорку, а в пищевые банки.
Уродливые фрукты — тоже еда
Пока пищевые банки спасают людей от голода, международные организации, в том числе ООН, призывают человечество к экономному потреблению еды. «Думай – ешь – сохраняй. Оставляй меньше пищевых следов» — такая программа продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) предлагает людям не забивать холодильник всем подряд и не пренебрегать некрасивыми фруктами и «уродливыми» овощами.
«Даже четверти выбрасываемой еды хватило бы, чтобы накормить всех людей на планете с хроническим недоеданием.
А ежегодно в мире на свалку отправляется 1,3 млрд тонн пригодной для человека еды», — пояснил «Газете.Ru» старший координатор программы «Зеленая экономика» WWF России Павел Боев. Он приводит данные из доклада «Анализ мировой продовольственной системы» от WWF и исследовательской компании Metabolic. Пятая часть всех выброшенных продуктов оказывается в мусорном баке из-за маркировки срока годности, который не всегда правильно показывает, что продукт испорчен, продолжает Боев.
Дети гранта
Россия вошла в десятку стран по объему частных пожертвований в благотворительные организации, опередив Германию, Францию, Швейцарию и ряд других… →
Эксперт говорит, что на упаковках обычно помещают заниженные сроки годности. На Западе порой даже ставят несколько сроков годности, в том числе указывают, до какого числа товар имеет самую высокую свежесть (Best before) и до какого числа товар можно продавать в магазине (Use by). «Было бы неплохо, если бы в России пересмотрели сроки годности в сторону повышения — до реальных значений», — добавляет Боев.
В необоснованную трату еды вносят свой вклад слишком большие порции в ресторанах, которые люди просто не в состоянии съесть целиком, а также остатки продуктов, из которых делают блюда. В Брюсселе повара используют остатки еды, чтобы сделать отдельное меню для бедняков. Пища передается благотворительным организациям.
А в Нью-Йорке открылся ресторан WastED, где все блюда сделаны из обреченной на выброс еды.
Разумеется, здесь не идет речь об испорченных продуктах, просто повара обычно не используют овощи и фрукты, если они неправильной формы, слишком мелкие или крупные. Кроме того, в ресторане из обрезков мясных туш и рыбы повара делают восхитительные соусы. А пачки разношерстных макарон, оставшиеся в одиночестве на полке и готовые отправиться в помойку, отваривают и продают за немаленькую цену.
Экономное отношение к продуктам снижает объем выбрасываемой упаковки. «51% всей упаковки в мире — пищевая. Это значит, что в мире ежегодно выбрасывается 561 млн тонн пищевой упаковки», — говорит Боев.
Тема сохранения продуктов обсуждается в рамках международной акции WWF Час Земли, которую поддерживает и «Газета.Ru». Организаторы призывают 19 марта выключить свет и бытовые приборы на один час в знак неравнодушия к будущему планеты.